Hitchhikers guide to the Dutch politics

How I am trying to become something out of nothing


Previous Entry Share Next Entry
СССР
gabrichidze

Ба, а сегодня оказывается день рождения СССР.
Родившийся 90 лет назад старикан помер два десятилетия назад- и слава богу, иначе у нас не было бы Интернета, ЖЖ, книг, фильмов и путешествий.
Споры однако не утихают-ЖЖ полoн сообщений что СССР  оказывается не был злобным чудовищем, выросшим и великодержавного русского шовинизма и геноцида, а милой няшечкой, желавшей "фсем щастья".

Ну а локально некоторые альтернативно одаренные товариСЧи доказывают что при СССР мол, грузины жили лучше чем кто-бы то не было, чего, мол, вам(....-поставьте эпитет сами в зависимости от фантазии и испорчености) надо.
В споры о Сталине, Хрущеве и империи зла вдаваться не буду, напишу о том что помню лично:

Меня бы наверно уже не было в живых, сгноили бы в лагере. Потому что спокойно жить в той системе я был не в состоянии.

Советский строй я ненавидел с раннего детства, так же как и руссофильскую идею "Родины".

"Родину" я начал ненавидеть когда не нашел ответа на вопрос, почему "Родина" - это березовые рощи, избы и луга, хотя вокруг меня горы и море; которые я люблю, но которые официально-в букваре, школьном учебнике, фильмах, книгах никто "Родиной" не называет.
Если бы родители отдали меня в грузинскую школу, может все чувствовалось бы менее остро, но я, увы, учился в русской. И с каждым годом изучения "родного языка и литературы" я ненавидел этy "Родину" все больше.

Сценки из "счастливого советского тбилисского детства":

Помню воров в законе. Уже с шеcтого-седьмого класса шпана на улицах, в спортивных секциях, парке, классе, дне рождения - где угодно, обcуждала воровские понятия, свои знакомства с ворами... Как я понимаю уже тогда воровская мафия вербовала кадры.

Помню патриархальные обычаи, когда девушек которые осмелиались ходить на свидания, иметь даже не бойфренда, упаси господи, а просто друга мужского пола коллективно подвергали остракизму и считали блядями. Помню постоянные драмы из-за выхода и не выхода замуж девственницами.

Груповые изнасилования туристок из "братских респоблик", которых блядями считали по умолчанию.

Помню постоянные драки и поножовщину-то же девушек, из-за "фирменных" вещей: кроссовок, джинсов, очков "рейбан", из за кем-то кому-то не так сказанных слов.
Город был четко поделен на территории-убаны, постоянно воевавшими друг с другом. В парках и на пустырях происходили постояные стрелки, драки "убан на убан" нередко-кровавые, с применением оружия.

Помню гоп-стопы на которых, если не вести себя дерзко и правильно, можно было лишиться тех же джинсов, очков, кроссовок, денег. А вести себя дерзко и правильно было как в рулетку сыграть-можно было и выграть и жизнь потерять.

Помню пустые прилавки в магазинах и талоны на сахар, крупу, масло, которые ввели в Грузии еще до Горбачева, при Брежневе

Помню соренование несчастных "тилихэнтных" семейств по пусканию пыли друг другу  в глаза , нехватку денег и постоянные долги у всех окружающих. Старые тбилисские дворы с красивыми резными балконами, где иногда целые семьи жили в одной комнате, а туалет был на улице.
И новые многоквартирные копруса где почему-то всегда отключалась вода, и некоторые семьи держали ванну наполненной для такого случая.

Помню что относительно красивую одежду,предметы быта, лекарства ну и конечно жвачку можно было купить только у "спекулянтов", и за это сажали.

Помню как милиция ловила прогуливавших уроки школьников и избивала в отделенях.

Грязную школу где в туалет можно было зайти только в противогазе.
То же самое в любом другом учереждении.
Грязь была везде-в кафе, в поездах, в автобусах, парках.
В вокзальных туалетах можно было снимать фильмы ужасов.

В селах срали в выгребню яму, прямо во дворе. Это наполненое говном сооружение часто находилось недалеко от кухонь или спален.

Помню жуткую скуку,полное отсутсвие мест куда можно было пойти. Полуподпольные лавки в подземных переходах где можно было записать кассету с западной музыкой.В каждом из упомянутых "убанов"-раионов города, стояли на углах кучки накачанных гопарей("дзвели бичи" по грузински, буквально - " старый мальчик ", видимо какое-то заимствование из английского old boy). Эти группы назывались почему-то "биржами" и следили за соблюднием "понятий" в квартале. Обнаружение ими касет с тяжелым роком могло вызвать неоднозначную реакцию, но если вести себя дерзко, показать нож, то все могло обойтись.

Наверно, если вспоминая то время отбросить все остальное, самые сильные воспоминания будут: грязь, скука, ханжество и драки.

И страх. Постоянный страх которому учили с детства. Страх семьи потерять хилые привилегии, страх что вернется "37 год", страх шпаны, страх что посадят, уволят, сгнобят если сказать или сделать что-то не так.


  • 1
так и было. НО что самое удивительное и противное в то же время - что и сейчас находятся сопляки 18-20 лет, уверенные, что совок было лучшим времем в Грузии. физически они конечно это время не помнят, им родители-родственники рассказывают.

Я помню, как в 1968 г. я попал в Тбилиси на премьеру фильма "Листопад" ("Гиоргобис-твэ"). Меня повел товарищ, который переводил на русский. Кинотеатр на Руставели. Запомнилось, что грузинам фильм не понравился, они его не поняли, выходили из зала. А в Ленинграде на него ломились. На грузинское кино ехали на окарину города в какой-то портовый ДК (в центре такие фильмы не шли), чтобы приобщиться к НЕсоветскому и побыть среди своих.

"Запомнилось, что грузинам фильм не понравился, они его не поняли"

Это как "не поняли"? Все грузины "не поняли"? Допускаю что ВАШИм знакомым фильм не понравился или же они его "не поняли".
Но сомневаюсь что слово "грузины" определяет только ваш круг знакомств в Грузии.

Edited at 2012-12-31 11:18 am (UTC)

Конечно же, были единицы, которые поняли. Но такого ажиотажа, как в Москве или Ленинграде, не было (в ТЕ времена).

Уважаемый гоподин(Митридат?Проколхарум?)
Я,знаю ваш блог. Могу сказать често не очень верю искренности того что вы пишите. Подозреваю что и сейчас имеет место быть не разговор о кино, а попытка сделать более далеко идущие выводы чем картина из жизни СССР или фильм Иоселиани. Об быдле-небыдле, "уровне развития грузин", способности создавать и развивать свое государство цивилизованным путем, выбирать эффективное правительство без подсказок и ц/у извне и так далее; вплоть до размышлений о соответвии моего народа опредленному" уровню цивилизации" вообще.
Беседовать на эти тему я не хочу принципиально что бы ненароком кого нибудь не обидеть. Я пару раз писал у вас на блоге, и вы наверно уже поняли что я придерживаюсь убеждения о том что все люди созданы равныеми, вне зависимости от того какой и них цвет кожи, форма носа, место рождения или какому Богу они молятся.
Раз уж вы у мня на боге давайте от этой точки зрения и отталкиваться
Поэтому я избегал длительной дискуссии
Ничего личного
Допускаю что я ошибаюсь.

Раз уж вы суда зашли, то наврено все же стоит сделать одно исключение, и допустить что я ошибаюсь. Ну и расставить точки над и по поводу фильма Иоселиани.

Так вот именно этот фильм был именно в Грузии что называется "культовым", обеспечив режиссеру огромнейший кредит популярности и уважения в народе, неиссякший до сих пор. В принципе только довольно споная политическая позиция режиссера в 90-х годах(открытая поддержка Мхедриони и Шеварнадзе, резкие и оскорбитльные высказывания в адрес беженцев из Абхазии-можете побеседовать на эту тему на любезном вам ресурсе "дарбази", только не ссылайтесь там пожалуйста на меня, что бы избежать эпического срача) этот кредит развеяла, но и то не до конца.

Что происходило на премьере я не знаю, да это и не важно, учитывая какой "контингент" ходил на любые премьеры в СССР 60-х годов прослого века, и в Тбилиси и в Мааскве и в Ленинграде.
Кстати совершеноо неудивитльно что в ДК на окраине фильм был принят гораздо более тепло. В Грузии было точно так же.

Я не делал никаких далеко идущих выводов, боже упаси, я всего лишь написал о своем впечатлении, как я попал в Тбилиси на премьеру фильма Иоселиани и как мне показалось, что этот фильм (он изначально не для широкой публики) не произвел впечатления. Больше ничего. Вернее, я мог бы написать больше, но не стану.

Видно в России в основном оценили кинематографические ньюансы.

В Грузии фильм стал сразу же публичным и массовым социальным памфлетом.
Хотя допускаю что главная интрига фильма - разбавление вина, понижающее качество, в России воспринималась как сложносочиненая притча потому что качество вина севренее известного хребта волновало только эстетов-остальным было пох, был бы градус.

В Грузии, причем именно в народных традициях, порча вина таким способом - это нечто сродни святотатству, человек пошедший на такое считался конченным. Причем "элита", как и показанно в фильме знала даты розлива и пилa хорошее вино, а народу продавали шмурдяк. Для грузин, всех, в массе, и бидзинистов и мишистов и звиадистов, и тех кто хочет в НАТО и тех кто хочет в Мааскву за 37 руб. вино-это больше чем напиток, это образ жизни, поэтому фильм сразу стал обсуждаемым, и оставался таким все время.

Забавно что некоторыех упертых особей сталинистского типа фильм еще более убедил в их убеждениях-мол при Сталине ТАКОГО не могло быть. Людей,мол, может и расстреливали, но лозу не оскорбляли. Вот такой странный поворот психики...

Хотя в Грузии вообще имел место быть очень странный мутант антисовесткого сталинизма но это отдельная тема.

Надо еще заметить что тема этого фильма эклуатировалась и Грузинской мечтой на прошедших выборах.
Дело в том что кто то из слишком ушибленных либертарианизмом господ среди НД предложил массово производить на основе грузинского винограда синтетическое вино из химикатов(по формуле засущеный виноградный кисель плюс вода, плюс спирт, плюс сахар, плюс вкусовые добавки).
Мол оригинальное грузинское вино в силу определенных причин себя не окупает, а синтетику можно массово поставлять на рынок; дальше обсуждения дело не пошло но в атмосфере жесткой предвыборной дискуссии и этого хватило.

Побочная линия фильма-отношения Марины с поклонниками видно казалась кому то иллюстрацией толи феминизма, толи полигамии. На самом деле это простая история о том самом кондовом совковом ханжестве, которое я уже упомянул.

Edited at 2012-12-31 05:39 pm (UTC)

"выходили из зала"

может пописать захотели, откуда вы знаете?

Один из лучших текстов про СССР. Спасибо.

Не про СССР(там-то было всё в порядке), а про оккупированю Джорджию.
Это русские оккупанты срали в школьных туалетах мимо, отключали воду в тифлисских многоэтажках и отказывались строить дома для больших и нтеллигентных грузинских семей.

А сейчас стало лучще?

300 сортов колбасы, джынсы, кака-кола и, главное, отмыли школьные туалеты и забороли грузинскую шпану.
Конечно лучше!

Edited at 2013-11-02 08:24 pm (UTC)

Это вы кому? %)

Нуууууууу, панимашь, всемЪ!

  • 1
?

Log in